Лекция №2 04.12.2011

Устройство храма.(иконография иконы Ведения во храм).

Рассмотрели основные части храма и их символическое значение.
symbol1

 

symbol2

Устройство храма

1.Цвета храмов

Белый – храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

Голубой – в честь Пресвятой Богородицы

Красный – посвященный мученику (мученикам)

Зелёный – преподобному

Жёлтый – святителю

2. Количество куполов

1 – символизирует Единого Бога

3 – Святую Троицу

5 – Спаситель и четыре евангелиста

7 – семь таинств Церкви

9 – по числу ангельских чинов

13 – Спаситель и двенадцать апостолов

33 – по числу лет земной жизни Спасителя.

40 – как символ освящения всей своей жизни

70 – в честь 70 апостолов

3. Форма купола

Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: “Вы – свет миру”. Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

4. Цвет купола

Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.

5.Форма храма

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

6.Алтарь

Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа. “Небо на земле” – ещё одно название алтаря.

Святой престол православного храма символизирует невещественный Престол Пресвятой Троицы, Бога – Творца и Промыслителя всего сущего, всей вселенной.Престол, как знамение единого Бога Вседержителя, являющегося средоточием и центром всякого тварного бытия, должен располагаться только в центре алтарного пространства, отдельно от всего.

Четыре стороны престола соответствуют четырем сторонам света, четырем временам года, четырем периодам суток (утро, день, вечер, ночь), четырем степеням области земного бытия (неживая природа, растительный мир, животный мир, человеческий род). Престол знаменует собою также Христа Вседержителя.

В этом случае четырехугольная форма престола означает Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди, призываются к общению с Богом в Святых Тайнах, ибо Евангелие проповедуется, по слову Спасителя, “по всей вселенной, во свидетельство всем народам” (Мф. 24, 14). Четыре стороны престола знаменуют также свойства Личности Иисуса Христа: он был Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира, совершенный человек.

Эти четыре свойства Иисуса Христа соответствуют четырем таинственным существам, которых видел святой Иоанн Богослов на Престоле Христа Вседержителя в Храме Небесном. Там были: телец – символ жертвенного животного; лев – символ царской власти и силы; человек – символ человеческой природы, в которой запечатлен образ и подобие Божие; орел – символ вышней, горней, ангельской природы. Эти символы присвоены в Церкви и четырем евангелистам: Матфею – человек, Марку – лев, Луке – телец, Иоанну – орел.

Святой престол также знаменует собою Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе.

Антиминс – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов – тельцом, львом, человеком, орлом – и надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и преподан, и подписью епископа. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц Тела Христова в чашу, а также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Она является образом напоенной уксусом губки, которую подносили на трости к устам распятого на Кресте Спасителя.

Количество окон в алтаре символично:

три окна знаменуют несозданный свет Святой Троицы,

два раза по три окна (вверху и внизу) или три вверху и два внизу – в честь двух естеств Господа Иисуса Христа,

четыре окна – во имя Четвероевангелия.Апсида – глубокая, полукруглая или многогранная алтарная ниша, выступающая на восточном фасаде храма.

7.Иконостас

перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон, являвшаяся символом отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время богослужений собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Как писал священник Павел Флоренский, “иконостас есть гра~ нища между миром видимым и миром невидимым. Иконостас есть явление святых и Ангелов… явление небесных свидетелей и, прежде всего, Богоматери и Самого Христа”.

8.Средняя часть храма

называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас. Именно средняя часть носит название собственно храма. Эта часть храма, издревле именуемая трапезной, поскольку здесь происходит вкушение Евхаристии, символизирует также область земного бытия, тварный, чувственный мир, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный. По древней традиции, молящиеся мужского пола стоят на правой половине, а женщины – налевой. В наше время это правило строго не соблюдается, но в некоторых храмах, а также в монастырях стараются следить за соблюдением такого порядка. Это не значит, что нельзя заходить на «чужую» половину. Можно зайти, например, чтобы поставить свечу, приложиться к иконам. Иконография Страшного Суда – одна из наиболее сложных композиций в христианском искусстве. В композиции Страшного суда иллюстрируются темы, взятые, в основном, из Евангелия, Апокалипсиса, из Слова Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, Жития Василия Нового и других произведений византийской и древнерусской литературы. В Страшном суде изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства. Как правило, фрески и иконы Страшного Суда были расположены на западной внутренней стене храма, противоположно восточной, алтарной части, символизирующей Царство Божие.

9.Солея

возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение.

10.Амвон

На самом деле Алтарь не оканчивается преградой – иконостасом. Он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что все совершающееся в алтаре творится для людей, стоящих в храме.Это значит, что алтарь отделяется от молящихся не потому, что они менее, чем священнослужители, которые суть сами по себе такие же земнородные, как и все, достойны находиться в алтаре, а для того, чтобы явить людям во внешних образах истины о Боге, небесной и земной жизни и порядке их взаимоотношения. Престол внутренний (в алтаре) как бы переходит в престол внешний (на солею), уравнивая всех пред Богом.

11. Клиросы

конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. Клиросы символизируют пение ангелов, восхваляющих Славу Божью.

12. Притвор

В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению. Притвор – это преддверие к храму. Мистическое значение притвора – это место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей.

В современных храмах притвор почти совсем слился с храмом по назначению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь, впрочем, как и в храме, много икон, а также стенных росписей. К притвору примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо.

13. Паперть

является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира,это первое возвышение храма.

Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, – это второе возвышение.

51966477_103227350Иконография иконы Ведения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

 

Предания сохранили подробности того, как Пресвятую Деву Марию привели в храм. В торжестве посвящения участвовало множество родных и близких Иоакима и Анны. Из Назарета все отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от Назарета. После вступления в святой город и семидневного поста с молитвою все пришли к храму. Впереди шли девочки с зажженными свечами в руках. Навстречу вышли священники во главе с первосвященником Захарией.

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из пятнадцати ступеней, на каждой ступени, заходя в храм, священники останавливались, чтобы пропеть особую песнь – псалом. Ступени были очень высокими. Но к изумлению присутствующих, трехлетняя Мария легко и быстро преодолела их без помощи других людей. Это было чудом.

Первосвященник взял Ее за руку, но не остановился там, где по обыкновению стояли молящиеся, а повел в Святая Святых, куда сам имел право заходить только раз в год. Почему? Это было сделано по внушению Божию. Здесь, в алтаре храма, в Святая Святых, назначил он юной отроковице место для ежедневной молитвы. Престарелые же родители возвратились домой, славя и благодаря Бога.

На иконе праздника в центре – маленькая фигурка юной Марии, одетая в характерный для богородичной иконографии мафорий. Так одевались замужние палестинские женщины.

Но эта деталь подчеркивает грядущее великое предназначение Божией Матери. Позади святые Иоаким и Анна. Первосвященник Захария склоняется к Ней. На некоторых иконах в верхнем углу помещается сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от ангела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *