Неделя Святых Отец (7-я по Пасхе)

88228571543308306845Посвящая эту неделю воспоминание об отцах первого Вселенского Собора, святая Церковь воспевает: “молебную память днесь богоносных отцев, от всея вселенныя собравшихся, в светлем граде Никейстем, православных собрания, благочествующе верно празднуим: сии бо лютого Ария безбожное веление благочестномудренне низложиша, и от каaфолическия церкве соборне того изгнаша, и ясно Сына Божия единосущна и соприсносущна, прежде век суща, всех научиша исповедати во изображении веры, известно и благочестно сие изложивши.”

 

Ересь Ария была одна из самых погибельных ересей. Она касалась учения о Божестве Сына Божия, т. е. того главного догмата христианского, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования спасения нашего. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, возмутившая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, — если бы эта ересь одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующей, то давно уже не существовало бы и самое христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий.

Изложенное на 1-м Вселенском Соборе православное учение святых Отцев, вселенную утвердившее, и самих святых Отцев Никейских святую Церковь, по приличию времени, прославляет в неделю по Вознесении, потому что преславное вознесение Господне служит ясным доказательством неразлучного соединения двух естеств в Иисусе Христе — Божеского и человеческого.

В службе настоящего дня святые Никейские отцы воспеваются, как “святители Христовы,” “священноначальницы, пастыри достославнии,” “блаженнейшии отцы боговещаннии,” “светильницы пресветлии истины Христовы,” “апостольских преданий известнии хранители,” “божественный полк, богоглаголивии оружницы ополчения Господня, звезды многосветлые мысленные тверди, таинственного Сиона необоримии столпи,

миродохновеннии цвети райстии, всезлатая уста Слова, Никейская похвале, вселенные украшение.”

Воспоминая подвиги святых отцев Никейского собора, святая Церковь прославляет их за то, что они, “все собравше пастырское искусство и ярость подвигше праведнейшую, отмстительно тяжкия отгнаша и пагубные волки, пращею духа извергше от церковного исполнения,” “проповедуя мир, множеством мира мир совокупиша,” и “все собравше душевное художество и Божественным Духом сразсмотревше, небесный и честный символ веры богописанне начерташа,” “т. е., как говорит святитель Димитрий Ростовский, истинное правило христианской веры.”

По наставлению этого святителя, твердо содержа это правило Православной веры Христовой, как светлый свитильник во тьме мира сего, мы должны идти по пути заповедей Господних, чтобы наследовать нам место светлое, блаженное; всей жизнью своей мы должны исповедывать, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог и совершенный человек, а Он, Спаситель наш, назовет нас истинными рабами и исповедниками Своими (Мф. 10:32); велегласно должны прославлять сладчайшее имя Христово, в немже поклоняется всяко колено небесных, и земных, и преисподних, а Господь прославит нас небесной славой, ибо говорит: “прославляющего Меня прославлю;” непрестанно должны воспевать Ему, как истинному Богу, а Он благословит нас в сей временной жизни исполнением благодати Своей, а за хвалу устен исполнит тела и души наши славой вечной жизни во царствии Своем небесном, где Он в неприступной славе царствует со Безначальным Своим Отцом, Соприсносущным и Животворящим Духом в бесконечные веки веков.

С.В. Булгаков. Настольная книга для священнослужителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *