Лекция №4 15.01.2012

Иконография иконы Рождества Христова.

a2cc65753319Давайте посмотрим на икону праздника. Центром композиции иконы является лежащая на красном ложе фигура Богородицы. Рядом с Нею проем пещеры, в которой находятся ясли. В яслях – спеленатый Младенец. Рядом с яслями – вол и осел. Существует несколько толкований присутствия животных. Во-первых, они подчеркивают место, где свершилось событие Рождества. Во-вторых, отражают древнее предание, что Иосиф взял с собою ослика, на котором путешествовала Богородица, и вола, чтобы продать его. В-третьих, это символическое отражение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня» (Ис.1,3). Есть и такое толкование: вол и осел – два народа – израильский и языческий – которых пришел спасти Христос.

Над пещерой небесный полукруг и Вифлеемская звезда, лучи которой нисходят на Младенца.

Справа и слева помещены фигурки ангелов, пастухов, волхвов.

А Богородицу чаще всего изображают отвернувшейся от Младенца. Почему? Символически это подчеркивает две мысли: Младенец уже принадлежит не Ей, а всему миру. И второе, Сама Богородица обращается к миру, для которого Она должна стать теперь Заступницей и Утешительницей.

В нижней части иконы – Иосиф Обручник. Перед сидящим в задумчивости Иосифом – пастух. В правой нижней части иконы – омовение Младенца, которое совершают две женщины.

Земля на иконе Рождества не изображена гладкою или ровною, нет, она вся полна движения, уступов, вершин, впадин. Ее движение напоминает движение морских волн. И эта холмистость, неровность земной поверхности не является только свидетельством о местности неровной и гористой близ Вифлеема, но имеет и иной, гораздо более общий, сокровенный смысл. Земля узнала день своего посещения. Она ответила Христу тем, что вся ожила, пришла в движение, она, как тесто, – начала вскисать, потому что почувствовала в себе закваску вечной жизни. И эти волнистые и уступчатые складки земли, окружающие вертеп, не пустынны, но полны тревожного и радостного движения.

Обычно на иконах Рождества изображены и Ангелы, и волхвы, и пастухи. Ангелы – как первые свидетели и благовестники Рождества Христова, волхвы же и пастухи – как род человеческий, призванный поклониться Христу. Волхвы и пастухи не составляют некоторого единого сонма и сами по себе не близки друг другу. Пастухи представляют избранный иудейский род, им открылось небо и стал виден сонм Ангелов, воспевавших песнь Богу. Они были призваны поклониться Христу от лица всего Израиля. Прямо через Ангелов они получили Благовестие. Волхвы же изображают вершину языческого мира. Они восходят до постижения смысла Рождества Христова. Восходят не простым, но очень трудным, очень сложным путем, и на поклонение Христу приходят они не из близлежащих мест, но издалека, по преданию православной Церкви – из Персии, и путь волхвов, руководимых звездою, и труден и далек. Не беседой с Ангелами, но движением звезды руководились и поучались волхвы, хотя и здесь не все вполне открыто. Так, Иоанн Златоуст говорит, что звезда, ведшая царей в Вифлеем, не была простой звездой, но была Ангелом, излучавшим свет, подобно звезде, и ведшим восточных царей на поклонение.

Разны Благовестие и путь пастырей и восточный царей, и объединены они и связаны воедино Христом Эммануилом, которому пришли поклониться. Как две стены здания объединены и связаны камнем, который положен в край угла и на котором покоится единство всего строения, без которого две стены никогда не могли бы сочетаться и не могли бы быть стенами одного здания. Эта мысль очень ясно выражена на иконах Рождества Христова. Волхвы, идущие на поклонение, составляют отдельную группу, не смешанную с пастухами. Пастухи же изображаются отдельно, слушающими Ангелов. В верхней части иконы, прямо над вертепом, изображается звезда, ведшая царей на поклонение Христу, и изображается не совсем обычно. Она как бы послана стать над вертепом, не стоит особняком, но исходит из небесных сфер, которые изображены в самом верху иконы. Символ Вифлеемской звезды сохраняется не только на иконах Рождества, н Обычно на иконе Рождества изображается Иосиф Обручник, в глубокой скорби, измученный сомнениями, тем, что не в состоянии вместить тайну Рождества от Девы. Перед ним стоит бес в образе старца-пастуха и пытается смутить Иосифа. Другое толкование рассматриваемого образа основывается на Священном Предании и предлагает видеть в предстоящей Иосифу фигуре книжника Анну, который заподозрил Иосифа и Марию во грехе. Особенно обосновано это в тех случаях, когда данная фигура изображена в традиционных одеждах. В этом случае можно уловить отзвуки тех обвинений, которые выдвигали против Христиан их противники-иудеи.

Характерно для многих икон Рождества, что Матерь Божия обращена ликом не к Спасителю, но к Обручнику, и лицо Ее выражает глубокую тревогу и печаль. Матерь Божия как бы хочет всеми силами помочь Иосифу, и в этой заботе уже определяется служение Матери Божией как Царицы Небесной, как ходатаицы о человеческом роде, ношение Ею скорбей человеческого рода.

В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины. Одна из них – повитуха была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она привела в пещеру другую женщину, у которой вызвало сомнение все происходящее. Описание последующих событий приведено в Предании: «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне… и тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…»

Ко времени Рождества Христова древний мир оказался подвластен единоначалию Цезаря Августа. Власть Римской империи была простерта как внешнее удерживающее и объединяющее начало. И едва различимо мир был одет иным, тоже сводящим мир воедино началом – еврейским рассеянием. Как тонкая золотая сеть, это рассеяние одело и связало собою народы. Как безчисленное разветвление оросительных каналов, покрыло оно собою землю, и по руслам этих каналов полилась вода апостольского благовестия.о и в богослужении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *