Третья неделя святой четыредесятницы (воскресный день)

5_4324Молитвословия дня.

Тропарь, гл. 1.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.

Кондак, гл. 7.

Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских, на тыя бо найде преславный соуз, древо крестное: смертное жало и адова победа прогнася; предстал бо еси Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

В службе этой недели святая Церковь прославляет святой крест и плоды крестной смерти Спасителя. Она износит святой крест на середину храма для поклонения, отчего и самая неделя называется крестопоклонной.

В своих песнопениях этого дня святая Церковь, приглашая нас почтить святой крест.

Цель установления в третью неделю службы святому кресту открывается из прекрасных сравнений его святой Церковию с райским древом жизни, древом, усладившим горькие воды Мерры, с сеннолиственным древом, под тенью которого ищут прохлады и отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия. Таким образом, святая Церковь предлагает святой крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Это духовное подкрепление дается в представлении любви Божией к человеку, по которой Сын Божий предал Себя на крестную смерть. Оно особенно необходимо в середине подвига, потому что теперь подвизающееся уже много утратили из свежести своих сил и однако не могут еще оживлять себя надеждой близкого и успешного окончания подвига.

Сосредоточив в Богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может и устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, — теперь, в середине не малого и не легкого поприща святой Четыредесятницы, святая Церковь предлагает столь потребное для поднятия упадающих сил постящихся великое утешение и ободрение, — святой крест; ибо ничто не может в такой мере и утешить, и ободрить, и вдохновить утомившегося, даже, быть может, ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг ради нашего спасения.

С такой целью святая Церковь предлагает крест в третью неделю Великого поста издревле. Многие хвалебные песни на эту неделю составлены святыми Иосифом и Феодором Студитами.

Все в Богослужении этого дня: самый святой крест, торжественно наносимый из алтаря на средину храма, пение крестопоклонных стихир, Апостол, указывающий на крестные страдания Спасителя, как средства примирения нашего с Богом, Евангелие, напоминающее христианину об обязанности нести каждому в жизни крест свой, следуя за Распятым на кресте, — все как нельзя более содействует глубокому запечатлению в сердце верующего креста Христова, как знамения нашего спасения, как могущественной, Богодарованной силы нашей, спасающей нас на земле и отверзающей нам вход в горнее наше отечество, как самого высокого и самого сильного подкрепления верующих среди подвигов святой Четыредесятницы.

Если Господь нас ради пострадал на кресте, то и мы должны Его ради неустанно подвизаться в посте, молитве и прочих подвигах благочестия, отстраняя от себя и умерщвляя в себе все то, что препятствует этим подвигам. С целью большего воодушевления нас к терпению в подвигах благочестия, святая Церковь в настоящий день утешительно преднапоминает нам и о приближающейся “светлой мирорадостной Пасхе,” воспевая в

тропарях канона святой крест и страдания на нем Спасителя совместно с радостным Его воскресением и приглашая верующих “устнама чистыми” петь “песнь радования,” “разрушение адово торжествующе.”

С.В. Булгаков. Настольная книга для священнослужителей.

Триодь Постная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *